Статьи

Экспансия Китая в Кыргызстане

Экспансия Китая в Кыргызстане

Год за годом число китайцев, приезжающих и проживающих в Кыргызстане, постепенно растёт. Особенно в этом году ситуация стала явно ощутимой. Согласно официальной статистике, в 2023 году на территорию Кыргызстана въехали 70 842 гражданина Китайской Народной Республики. В 2024 году этот показатель вырос на 81% и достиг 128 тысяч человек. На 2025 год официальные органы воздерживаются от публикации данных из-за боязни общественного резонанса.

Причина умышленного замалчивания со стороны государства кроится в том, что в последнее время фиксируются случаи участия китайских граждан в разного рода преступлениях. Сначала китайцы оказались причастны к гибели одной из наших сестер, упавшей с многоэтажного дома. Затем в инциденте произошедшем в селе Константиновка в Чуйской области, где китайские водители избили кыргызского водителя грузовика. Вслед за этим МВД сообщило о задержании ряда граждан Китая по статье «хулиганство». Эти события вызвали серьёзное недовольство среди населения, что вынудило министра иностранных дел и президента Садыра Жапарова выступить с оправдательными заявлениями. По словам Жапарова, антикитайские настроения якобы специально поднимаются некоторыми силами в преддверии выборов.

Не секрет, что Россия, традиционно оказывавшая влияние в нашем регионе, сейчас занята войной в Украине, и Китай использует этот момент, чтобы усилить свои позиции лидирующее положение в регионе. Так, значительная часть нашего внешнего долга, а именно 1,7 млрд долларов из общей суммы 8,7 млрд, приходится на Китай. Кроме того, большая часть внешних инвестиций приходится на Китай, и именно китайцы реализуют крупнейшие проекты в стране. Среди них проект «Асман» стоимостью 20 млрд долларов и строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан стоимостью 4,665 млрд долларов.  Около 80% лицензий в горнодобывающей отрасли также принадлежат китайским компаниям.

Очевидно, что политика кыргызского правительства ориентирована в сторону Китая. Власти рассматривают Китай как главный источник крупных финансов и, надеясь получить «помощь», полностью выполняют его требования. Но такая политика крайне опасна для будущего страны, это фундамент китайской экспансии. Конечно, превращение Кыргызстана в полностью зависимое от Китая государство не произойдёт мгновенно. Однако нынешний курс властей направлен именно в эту сторону. Так начиналась китайская экспансия и в других регионах.

Например, в странах Юго-Восточной Азии живут около 75% всех китайцев, проживающих за рубежом. Исторические процессы привели к тому, что в XIX веке, когда этим странам требовалась рабочая сила, туда начали массово стекаться китайские  рабочие. В итоге в XIX–XX веках в регион переселились около 5 миллионов китайцев, из которых 2 миллиона остались там навсегда. И сегодня переселение все еще продолжается. Со временем китайцы стали значительной частью местного населения. Они заняли ключевые ниши в торговле, промышленности, на предприятиях, в то время как значительная часть местного населения живёт в сельской местности.

Если посмотреть на статистику, то при том, что этнические китайцы составляют всего около 6% населения Юго-Восточной Азии, они контролируют около 70% капитала в регионе. По некоторым данным, в Индонезии этнические китайцы владеют 80% частного капитала, в Малайзии  40–50%, а в Таиланде контролируют до 90% промышленности и торговли. При этом их доля населении в Индонезии состовляет  4%, в Малайзии  26%, в Таиланде  14%.

Такое экономическое доминирование неизбежно влияет на политику региона. Китайцы через коррупцию, финансирование избирательных фондов или прямой подкуп политиков добиваются влияния на внутреннюю и внешнюю политику стран. Они стараются не допустить к власти партии, выступающие с исламскими лозунгами, поскольку исламская идеология противоречит интересам как самих китайцев, так и Китая в целом.

Сегодня китайская диаспора играет важную роль в продвижении экономических интересов Китая за рубежом. Кроме того, они активно распространяют китайскую культуру и усиливают политическое влияние. Таким образом, китайские диаспоры становятся главным инструментом распространения «мягкой силы» Китая.

Кыргызстан является стратегически важной страной для Китая, поскольку имеет общие границы с ним. Кроме того, китайская инициатива «Один пояс — один путь» охватывает и наш регион, поэтому Китай стремится сделать нашу страну лояльной своему проекту. С этим связаны и захват месторождений, и предоставление кредитов, и инвестиции, и приезд китайских инвесторов и рабочих. В результате местный бизнес оказывается разорённым, а ключевые отрасли экономики переходят под контроль Китая. Поэтому мы вполне можем повторить судьбу стран Юго-Восточной Азии, возможно даже попасть в ещё более тяжёлое положение.

Ввиду этого, необходимо противостоять политике властей, позволяющей китайской экспансии укрепляться без каких либо ограничений. Ибо такая политика может привести к разграблению ресурсов, росту долговой зависимости, массовому переселению китайцев и превращению Кыргызстана в вассальную территорию. Самое опасное -это угроза открытого исповедания нашей религии в наших же землях. Нет гарантий, что политика угнетения, проводимая в Восточном Туркестане, не повторится у нас. Чтобы не допустить такого, необходимо крепко держаться за ислам, который является основной идеологической силой, способной противостоять Китаю, и стремиться объединить мусульман Центральной Азии под знаменем Ислама. Только так можно остановить китайскую экспансию.

Харун Абдулхак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button